Портал Древнего Рима
Меню сайта
Категории раздела
Рефераты по Древнему Риму [112]
Рефераты на тему истории, права, быта, религии Древнего Рима
История Царского и Республиканского Рима [81]
История Рима от основания до последних дней республики
История Рима времен Империи [69]
История Рима времен империи до конца V ст.
Армия и военное дело [60]
Армия и военное дело в Древнем Риме
Римское право [3]
Римское право
Римская культура и быт [41]
Римская культура и быт
Государство [11]
Государство Древнего Рима
Римская литература [2]
Римская литература
Религия Древнего Рима [1]
Религия и мифология Древнего Рима
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
История древнего Рима » Статьи о древнем Риме » Государство

Сенат и промагистратуры римской республики
1. В 327 г. до н.э. в системе римского государственного права было сделано важное нововведение, согласно которому консулу Квинту Публилию Филону решением комиций по истечении его консульского года был продлен военный империй в звании pro consule: "С трибунами договорились предложить народу, чтобы по окончании консульства Квинт Публилий Филон вплоть до окончания войны с греками продолжал дело как проконсул" (Liv., VIII, 23, 12). Таким образом, Публилий Филон - первый римлянин, кто, бесспорно, был облечен проконсульской властью. С тех пор новый способ стал применяться чем дальше, тем чаще: Фабий Руллиан - в 309 г. до н.э. (Act. triumph. ad a U. 445), и в 307 г. до н.э. (Liv., IX, 42, 2), Луций Волумний - в 295 г. до н.э. (Liv., X, 22, 9) и т.д.

2. Античная традиция не сохранила точных указаний, кто был первым римским пропретором. Впервые мы узнаем о пропретуре из сообщения Ливия (X, 25-26), из которого следует, что в 295 г. до н.э. сразу три человека - Луций Сципион, Гней Фульвий и Луций Постумий - были наделены пропреторскими полномочиями. Однако большинство исследователей совершенно справедливо полагают, что на самом деле они находились на положении легатов (legati) при консулах и ничем не отличались от Луция Манлия Торквата, которого Ливий как раз и обозначает как легата (Liv., X, 26, 12). Более надежными представляются эпиграфические свидетельства, называющие Квинта Валерия Фалтона, справившего в 241 г. до н.э. триумф, пропретором (propr(aetore) (Act. triumph. ad. a. U. 413). Вместе с тем пропретура только со времени 2-й Пунической войны становится частым явлением.

3. Продолжительность промагистратуры в IV - III вв. до н.э. еще не была четко определена и постоянно варьировалась: шесть месяцев - для обоих консулов 297 г. до н.э. (Liv., X, 16, 1), один год - впервые в 307 г. до н.э. (Liv., IX, 42, 2) или, вообще, крайне абстрактно - до завершения данного мероприятия (Liv., VIII, 23, 12; XXX, 1, 10 и т.д.).

4. 2-я Пуническая война (218-201 гг. до н.э.) - важная веха в развитии системы промагистратур. Во-первых, prorogatio imperii становится обычным явлением, хотя пока еще и не регулярной процедурой. Во-вторых, постепенно закрепляется годичный срок промагистратуры. Если же задача требовала более продолжительного срока, то полномочия продлевались столько раз, сколько это было необходимо. Правда, исключений еще довольно много - "до тех пор, пока их [Силана и Сципиона]не отзовет сенат" (Liv., XXVII, 7, 17), "до окончания войны в Африке" (Liv., XXX, 1, 10). В-третьих, именно в тот период римляне сочли необходимым изобрести еще один вид промагистратуры - чрезвычайное наделение полномочиями pro consule человека, не бывшего в предыдущий год (или вообще никогда ранее) консулом. Первый римлянин, ставший privatus cum imperio, - Марк Клавдий Марцелл. Консул 222 г. до н.э., он получил проконсульский империй в 215 г. до н.э. (Liv., XXIII, 30, 19). А в 211 г. до н.э. был наделен проконсульским империем Публий Корнелий Сципион, не занимавший до этого должности консула вообще (Liv., XXVI, 18, 9).

5. Во II - I вв. до н.э. в связи с расширением римской державы, ростом числа провинций пророгация стала регулярной процедурой, так что, наконец, при Сулле всем консулам и преторам раз на всегда было предоставлено право на годичное продление империя. А в 52 г. до н.э. было принято постановление сената, подтвержденное законом следующего года, согласно которому консулат и претура отделялись от соответствующей промагистратуры 5-летним промежутком (Dio., XL, 46; 56), что придало проконсулату и пропретуре характер самостоятельной магистратуры.

6. Роль сената в процессе prorogatio imperii в течение IV - I вв. до н.э. существенно изменилась. Для раннего периода в источниках находим очень мало деталей избрания или назначения. В одних случаях упоминаются и сенат и народ (комиции) (например, Liv., VIII, 23, 12; X, 22, 9), в других - только сенат (Liv., IX, 42, 2; XXVII, 7, 17 и т.д.), чаще вообще нет указаний (Liv., X, 16, 1; XXIV, 10, 3; Dionys., XVII, 4, 4; Dio., VIII, 31 и т.д.). Однако, как видно из самого слова prorogare, в принципе требовалось решение комиций и их участие в этой процедуре было обязательным. Очевидно, это право входило в компетенцию собраний по трибам, под председательством народных трибунов. Но и сенат с самого начала существования промагистратуры не был отстранен от участия в этой процедуре. По-видимому, именно сенат определял саму необходимость в тот или иной год продления империя кому-либо из магистратов, но это решение в обязательном порядке нуждалось в утверждении комициями.

7. 2-я Пуническая война еще более усилила роль сената в управлении республикой. В частности, сенат фактически узурпировал право распоряжаться продлением или окончанием империя магистратов. Теперь prorogatio, за редчайшим исключением (Liv., XXVII, 22, 6), давалась на основе простого senatusconsultum (например, Liv., XXII, 22, 1; XXIII, 25, 10; XXV, 3, 5). Более того, несмотря на то, что постепенно закрепился обычный годичный срок промагистратуры, сенат нередко устанавливал по собственному усмотрению иную продолжительность промагистратуры: "до тех пор пока их [Силана и Сципиона] не отзовет сенат" (Liv., XXVII, 7, 17), "до окончания войны в Африке" (Liv., XXX, 1, 10), "до прибытия преемника, назначенного сенатом" (Liv., XXXII, 28, 9). Сложившаяся в ходе войны практика после ее окончания стала восприниматься как норма и настолько укоренилась в римском государственном праве, что позволила Полибию без всякого сомнения утверждать: "От сената зависит, осуществятся или нет планы и расчеты военачальников, и потому еще, что сенат имеет власть послать нового консула по истечении годичного срока или продлить службу действующего" (Polyb., VI, 15).

8. Немного иначе обстояло дело в отношении наделения полномочиями privati cum imperio. Оно, безусловно, всегда было правом народа, так как фактически являлось выборами магистрата. Однако и здесь сенат пытался вмешаться в компетенцию комиций, и в последний век республики несколько раз присваивал себе это право, прежде всего, в отношении Гнея Помпея в 81 г. до н.э. (Liv., Ep., LXXXIX) и 77 г. до н.э. (Plut., Pomp., 6).
Категория: Государство | Добавил: Tib (30.12.2011)
Просмотров: 1203 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Материалы по истории древнего Рима© 2012 Конструктор сайтов - uCoz