К Вечному городу Константин был совершенно равнодушен. Он прожил в нем после победы над Максенцием не более трех месяцев, а впоследствии посетил его только два раза, когда вступал в 10-й и в 20-й год своего правления. Временными его резиденциями были Трир в Германии, Милан и Аквилея — в Северной Италии, Сирмий — в Паннонии (на территории современной Югославии), Нэсс (современный Ниш в Югославии) и Фессалоники (современный Салоники в Северной Греции). Константин основал новую столицу империи, назвав ее Вторым, или Новым, Римом (эти названия быстро вышли из употребления и город стал именоваться Городом Константина — Константинополем, современный Стамбул). Новую столицу построили на месте древнего греческого города, который назывался Византий и был расположен на границе Европы и Азии на побережье пролива Босфор. Чтобы придать блеск новой столице, ограбили старую: из Рима вывезли огромное количество статуй. Часть римской знати переселилась в Город Константина. Рим, однако, оставался самым многолюдным городом империи, и Константин при всем своем равнодушии к нему не мог его игнорировать. Покровительствуя христианам, он построил для них в Риме несколько больших церквей. До того официальных церквей в Вечном городе не было, а христиане собирались в домах своих богатых единоверцев. Некоторые из этих молитвенных помещений впоследствии стали церквами. Самой древней церковью Рима считается основанная, согласно преданию, в 143 г. церковь св. Пуденцианы, получившая имя одной из дочерей сенатора Пудента, в доме которого на Эсквилине жил апостол Петр; однако в действительностй древнейшая часть и мозаики этого здания относятся к IV в.; церковь реставрировали в XVI и начале XIX в. В 312 г. Константин подарил римскому епископу часть Латеранского дворца, который ранее принадлежал семейству Латеранов и навсегда сохранил это название. В 319 г. император приказал пристроить к епископскому дворцу огромную церковь Христа Спасителя; в начале X в. ее посвятили св. Иоанну Крестителю, и она стала называться Сан Джованни ин Латерано. Образцом для первых христианских церквей послужили не античные храмы, а базилики, так как есть принципиальное отличие церкви от храма. Церковь — это молитвенный дом, а храм — это жилище бога. В храме находились статуя бога и его алтарь, но большая часть ритуала, а именно сжигание костей, жира и внутренностей животных, приносимых в жертву, совершалась под открытым небом перед храмом (древние мыслили конкретно и полагали, что жертвы достигают небесных богов в виде дыма и что боги питаются этим дымом). Единственный храм в Риме, где можно совершать обряд сожжения жертв внутри здания, — это Пантеон, так как в его куполе есть большое отверстие, как бы соединяющее храм с небом. Но такая конструкция нетипична для римского храма, она типична для фригидария — круглого купольного зала в бане с бассейном холодной воды.