Портал Древнего Рима
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Гл/шл 4. /)нк Порций 640-616гг. по н. э.
Анк Марций был внуком Нумы Помпилия, сыном его дочери. Новый царь решил подражать знаменитому деду. Первым делом из записей Нумы он извлек самые необхо-димые наставления, велел вырезать их на доске и выве¬сить для всеобщего чтения. На этом его мирные начина¬ния и закончились. Дальше опять пошли войны. Однако, будучи потомком Нумы, Анк Марций начало войны об¬ставил определенными обрядами и правилами чтобы вой¬на была «чистой и честной», — удивительные определе¬ния для войны. На этот раз войну объявили латинам. Был взят город Политорий, его население по установившейся

традиции переселили в Рим. Анку Марцию принадлежит со-мнительная честь основания тюрьмы (Career Mamertinus) у подножия Капитолия. Впрочем, Анк основал не только тюрьму, но и новый город: римские историки приписыва¬ют ему основание Остии — будущего порта в устье Тибра. В те времена в окрестностях Остии добывали соль.
Анк Марций царствовал двадцать четыре года. Умер он, когда сыновья его стали почти взрослыми. Опекуном по завещанию был назначен Тарквиний.
Объявление войны
Фециалы были древнейшей жреческой коллегией, учрежденной Нумой Помпилием. В обязанность фециа- лов входило заключение мирных договоров с другими на¬родами и их религиозное освящение, контроль за выпол¬нением договоров, в случае нарушения другим народом договора предъявление претензий нарушителям и по¬пытки решить дело миром.
(Согласно Титу Ливию, процедура объявления войны была введена Анком Марцием, согласно Плутарху — Ну¬мой Помпилием).
Процедура состояла из трех этапов:
1. Требование восстановления права.
2. Спустя тридцать дней римляне призывали богов в свидетели.
3. Еще через три дня после утверждения народом ре¬шения сената происходило окончательное объявление войны. В конце церемонии фециал подходил к границе и бросал кизиловое копье на территорию противника в присутствии трех свидетелей. «Объявляю и приношу войну». В начале III века до н. э., когда границы отодви¬нулись от Города, перед храмом Беллоны отвели участок земли «противника», и теперь фециал бросал копье на эту условную вражескую территорию.
Город, нарушивший священный договор о мире, уни-чтожался, как неугодный богам. Войны, для Рима с введе¬

нием института фециалов становились всегда справед¬ливыми, одобренными богами.
В состав коллегии входило около 20 жрецов. Их изби¬рали пожизненно из знатных семей. Как правило, этими жрецами становились мужчины, у которых уже имелись дети и еще был жив отец. Таким образом, фециалы связы¬вали три поколения римской общины.
В состав коллегии входили:
Вербинарии — эти жрецы при заключении мирного до¬говора для совершения ритуалов несли с собой «чистую траву», взятую из крепости на Капитолии. Трава с кор¬нями олицетворяла Рим во время принесения клятвы верности.
Отцы-отряженные — их назначали по жребию верби¬нарии. От имени римского народа при заключении догово¬ра вербинарии давали клятву верности Юпитеру и прино¬сили богу жертву, убивая кабанчика кремнёвым ножом.
Ораторы — жрецы, отвечающие за предъявление пре¬тензий к нарушителям международного права.
Фециалы были неприкосновенны, они выступали в ка¬честве послов.
Гл/ш 5. Т/ФКВМНМЙ Древний 616-578 гг. по к. э.
Прозвище «Древний», судя по всему, присвоено Луцию Тарквинию позже, чтобы не путать его с другим Таркви- нием — Гордым. Скорее всего, наличие двух легендарных царей-этрусков в истории Рима — это память о завоева¬нии Города этрусками.
Согласно легенде Луций Тарквиний переселился в Рим, ища почестей, которые не мог получить в своем го¬роде. Он был человеком богатым, легко свел знакомство с царем, и Анк Марций, как уже было сказано, назначил его по завещанию опекуном своих детей. Но опекун сам легко сделался царем. Народ он убедил речами, а более

преданных сторонников приобрел, записав в сенат еще сто человек, которые с тех пор стали называться отцами младших родов.
Новый царь воевал с латинами и сабинянами. Сабин¬ская война была не особенно успешной, но закончилась, в конце концов, расширением римской территории. По¬сле этого четвертый царь Рима занялся возведением стен, осушением болота и закладкой храма Юпитера Капито¬лийского. Тарквинию приписывают основание Большого Цирка (в долине между Авентином и Палатином). Понача¬лу в цирке естественными местами для зрителей служили склоны холмов. Овальная арена была построена позднее. Ко времени правления Тарквиния относят начало про¬ведения Великих, или Римских, игр. Первоначально их проводили по обету, а потом — приблизительно с 326 г. до н. э., но не позднее — ежегодно. Римские игры состояли из скачек и кулачных боев.
Тарквиний пал от рук убийц — якобы был зарублен па-стухами по наущению сыновей Анка Марция, которые за- чем-то ждали тридцать восемь лет, чтобы рассчитаться с узурпатором. Поскольку в момент воцарения Тарквиния им было лет 14-15, то в момент убийства — перевалило за пять-десят. Версия, мягко говоря, не выдерживает критики.
Храм Юпитера Капитолийского
Сражаясь с сабинянами, Тарквиний Древний дал обет построить храм Юпитера на Капитолийском холме, но во время своего царствования успел лишь расчис¬тить место и заложить фундамент на южной вершине Капитолийского холма. На северной вершине находи¬лась крепость. Храм из туфа и дерева начал возводить Тарквиний Гордый, но опять же не успел завершить строительство и посвятить храм. Храм достроили и освятили при первых консулах. Первая глиняная ста¬туя Юпитера была создана этрусским скульптором из города Вейи. Она украшала храм вплоть до пожара в

83 г. до н. э. Новая статуя хрисоэлефантинная (то есть украшенная золотом и слоновой костью) была сделана в подражание Зевсу Олимпийскому Фидия. Храм множе¬ство раз горел, но каждый раз восстанавливался богаче прежнего. В V веке н. э. храм дважды ограбили вандалы, и наконец его разрушили христиане так, что было забы¬то само название. На его месте построили дворец, часть которого в XX веке снесли, чтобы найти лишь остатки фундамента главной святыни Древнего Рима.
Гл/м 6. Сервий Туллий — любовник Фортуны 578-534 гг. до н. э.
Ходили слухи, что Сервий Туллий был сыном рабыни, но каким-то образом получил свободу, что в принципе было нетрудно в те годы, и стал любимчиком Тарквиния Древнего и мужем его дочери. Такое счастливое вознесе¬ние из положения самого низкого к самому высокому по¬родило легенду, что Сервий был любовником самой боги¬ни Фортуны, и вышеуказанная богиня забиралась через окно на свидание к бывшему рабу.
Как только Сервий узнал, что царь Анк Марций умира¬ет, сообразительный выскочка тут же объявил, что царь легко ранен, и правитель непременно выживет, но пока его обязанности будет исполнять он, Сервий Туллий. Но¬вый царь оделся в трабею — пурпурный царский плащ, окружил себя ликторами и принялся вершить дела. Когда же было объявлено наконец о смерти Тарквиния, Сервий уже утвердился у власти.
Имя «Сервий» свидетельствует о его рабском проис-хождении. (Servus означает раб).
Сервию Туллию приписывается введение ценза. Раз в пять лет все граждане Рима переписывались вместе с их имуществом. В зависимости от степени богатства римля¬нину указывали, в каких частях ему воевать и какое ору¬жие приобретать. Но и права римлянина тоже зависели

от размеров имущества: состоятельные теперь голосовали первыми. Богатый был отныне «равнее других» — по за-кону. Проходить ценз было обязательно: всем уклонив-шимся грозили оковы и смерть. Есть в списках — есть гражданин. Нет в списках — нет гражданина.
Римские стены и храм Фортуны
Считается, что Сервий Туллий заложил стену вокруг Города, расширив границы, обозначенные когда-то Рому¬лом. Остатки той стены, которую теперь называют стеной Сервия Туллия, относятся к IV веку до н. э. Но есть свидетельства, что эта стена была построена на месте более древней. Удалось обнаружить остатки вала, относящиеся ко временам царского периода. Позже Рим, разрастаясь, вышел за древние границы, но римляне уже считали себя в те времена непобедимыми и новых укре¬плений не строили. Та мощная стена, остатки которой сохранились до наших дней и двадцать метров которой рухнули весной 2001 г. из-за сильных дождей, была по¬строена императором Аврелианом в 272 г. до н. э.
Сервий Туллий ввёл в Риме культ Фортуны Примиге- нии (Первородной), царь посвятил богине храм и святи¬лище за Тибром на Портовой дороге, а затем построил храм на Бычьем рынке. Вместо статуи богини он поста¬вил в этом храме свою позолоченную скульптуру.
У Фортуны было много спутников. Одной из них была Неизбежность. Она несла с собой железные гвозди, свинец и скрепляющие скобы, неумолимо соединяя все происходя¬щее в единый поток событий и дел. Изменить что-либо не под силу никому. Если Неизбежность вобьёт гвоздь в крышу какого-либо дома, то там поселятся смерть и ужас. Были у Фортуны и более светлые спутники: Вер¬ность, Счастье и Добрый исход. Главный храм Фортуны находился на Марсовом поле. Богиня изображалась в виде молодой женщины, стоявшей на шаре или колесе с рогом изобилия в руках и с повязкой на глазах.

Архитектурный ансамбль Капитолийского холма в эпоху Империи. Реконструкция
Римские стены. III век н. э. Современный вид

Центурии, трибы и курии
Все граждане Рима (только мужчины) были приписа¬ны к центуриям.
Шесть старых центурий (1) всадников избирались исключительно из патрицианских родов (Sex suffra- gia — шесть голосов), — они имели скорее политическое, нежели военное значение.
Далее следовали двенадцать новых всаднических цен¬турий. Потом шли центурии пехоты:
Центурии первого разряда — ценз более 100 ООО ассов (80 центурий);
Центурии второго разряда — ценз 75 000-100 ООО ас¬сов (20 центурий);
Центурии третьего разряда — ценз 50 000- 75 ООО ас¬сов (20 центурий);
Центурии четвертого разряда — ценз 25 000-50 ООО ассов (20 центурий);
Центурии пятого разряда — ценз 11 000-25 ООО ассов (30 центурий);
Шестой разряд — ценз менее 11 ООО ассов — освобож¬дался от воинской службы. Все вместе они составляли одну центурию.
Асс в древнее время представлял собой брусок меди ве¬сом один римский фунт (327,45 грамма) и ценился очень высоко. Потом он постепенно обесценивался, и, к приме¬ру, во времена Цицерона четверть асса ( квадрант ) стал самой мелкой римской монетой.
Деление на трибы имело другой характер. Поначалу трибами называли родоплеменные подразделения, затем трибы превратились в территориальные округа. Наряду с четырьмя городскими трибами были учреждены и сель¬ские. В конце концов триб стало тридцать пять, и коли-чество их больше не увеличивалось. Новые члены припи¬сывались к прежним трибам.
Курий было тридцать. В древние времена в одну три¬бу входило десять курий. Курии, имевшие общую землю и общие святыни и празднества, включали в себя лишь

ПР/4ВЛ€НМ€ иИР€Й
31
мужчин-воинов. По куриям проходил набор войск. В каж¬дой курии был свой жрец-курион. Он заведовал культами курий. На эту должность избирался пожизненно чело¬век старше пятидесяти лет. Во главе коллегии курио- нов стоял верховный курион. Вероятно, в курии входили только патриции. Постепенно курии утратили свое значение.
(пам 7. Тлрквиний Гордый, седьмой, несчастливый ц/фь Римл 534-510 гг. до н. э.
Впрочем, в античности символическим числом счита¬лось «8», а не «7».
Прозвище царя Superbus означает не только «гордый», но и «высокомерный».
Луций Тарквиний Гордый — скорее всего внук Тарк-виния Древнего (по другой версии — сын). Луций устро¬ил переворот, сверг Сервия Туллия и убил. Римские исто¬рики изображают Тарквиния кровожадным тираном. Он даже не дал похоронить убитого царя — мол, и Ромул не удостоился погребения. Знатнейших сенаторов Таркви¬ний перебил, заранее видя в них заговорщиков, и спешно обзавелся телохранителями. В поредевший сенат никого не добавил: меньше сенаторов — меньше опасность для царя, так казалось Тарквинию. Судебные дела он вел сам, ни с кем не советуясь, вынося приговоры по своему усмо¬трению. Словом, типичный тиран, даже без каких-то сво¬их, личных, кровавых странностей и причуд.
Во время войны с вольсками* Тарквиний захватил сорок талантов** серебра и на эти деньги начал строить храм Юпитера Капитолийского, пригласив мастеров из
* Вольски — древнее племя в Центральной Италии.
** Талант — самая крупная весовая и денежная единица античного мира, серебряный талант содержал 26,2 кг.

Этрурии. Простолюдины, вдобавок к военной службе, теперь должны были еще и трудиться на строительстве. С обязанностью строить храм народ как-то мирился. А вот рытье канала для стока нечистот и осушения фору¬ма было сочтено обязанностью рабской, повинность эта вызвала большое недовольство.
Поводом для свержения Тарквиния послужила исто¬рия с женой Луция Тарквиния Коллатина — Лукрецией.
Деньги, захваченные в предыдущих войнах, кончи¬лись, нужны были новые на продолжение строительства, а значит, новая война. Да и подданным надоело рытье ка¬нала и рабский труд — захотелось помахать мечами в по¬исках новой добычи. Ардея* среди соседей была городом самым богатым. Вот и решено было захватить Ардею. Но взять приступом город рутулов не удалось — пришлось перейти к долгой осаде.
Во время осады сыновьям Тарквиния заняться было нечем, разве что пировать с друзьями. Во время одной из таких пирушек у юного Секста Тарквиния, царского сына, родственник его Тарквиний Коллатин неосторожно принялся хвастаться, какая прекрасная у него жена Лу-креция: мол, и красива, и целомудренна, и трудолюбива. В общем — идеальная женщина по римским стандартам. Ему не верили, Коллатин горячился. Решено было отпра¬виться по домам да проверить — в самом ли деле так хо¬роша Лукреция, как утверждает под действием винных паров Коллатин, да заодно сравнить ее с другими женами. Молодые люди вскочили на коней и помчались сначала в Рим. Прибыли уже в сумерках. Царских невесток застали за пирушкой в кругу своих сверстниц. Ну что ж, молодые люди поехали дальше, в Коллацию**, где жил Коллатин со своей супругой, проверить, чем занята добродетельная матрона. Лукреция пряла шерсть в кругу прислужниц, — занятие, означающее высшую добродетель у римских
* Ардея — главный город рутулов, в 26 км от Рима. Рутулы — ита-лийское племя, родственное латинам.
Коллация — город в 7-8 км к востоку от Рима.

женщин. Коллатин, в восторге от такого поворота дела, пригласил сыновей Тарквиния к себе в дом. И тут Секст замыслил грязное дело — то ли желая посчитаться за проигранный спор, то ли красота Лукреции произвела на него, сильно подвыпившего, неизгладимое впечатление.
В эту ночь молодым людям пришлось вернуться в ла¬герь под Ардеей. Но уже через несколько дней Секст Тарквиний приехал в Коллацию. Его приняли здесь как дорогого гостя, а ночью молодой наглец надругался над Лукрецией, после чего потихоньку вернулся в лагерь. Он решил, что Лукреция, боясь позора, не решится расска¬зать о случившемся, и дело останется в тайне.
Но Секст просчитался. Обесчещенная женщина тут же послала за отцом в Рим (Спурий Лукреций был префек¬том Рима, то есть управлял Городом в отсутствие царя), а так же за мужем в лагерь, умоляя их приехать поскорее, и лучше всего — с друзьями. Спурий Лукреций прибыл вместе с Публием Валерием, Коллатин — с Луцием Юни- ем Брутом.
Лукреция в присутствии уважаемых людей расска¬зала о преступлении прошедшей ночи, а затем вонзила себе нож в сердце и упала мертвой на руки отца и мужа. Юний вырвал из раны нож и поклялся кровью Лукреции изгнать Тарквиния Гордого со всем семейством из Рима. Почему Брут? Почему не отец и не муж? Но то ли этот че¬ловек, прозванный тупицей, был не так уж туп, и тут же сообразил, как можно воспользоваться смертью несчаст¬ной женщины для решения политической задачи, то ли историки постарались как-то объяснить, почему во главе восставшего народа встал Брут, и вложили ему в десницу дымящийся от крови кинжал.
Так или иначе, но Брут стал вождем восстания.
Тело Лукреции вынесли на площадь, сбежался народ, Брут обратился к собравшимся с речью. Небольшой отряд оставили для охраны городка. Остальные под предводи-тельством Брута поспешили в Рим. На форуме Брут про¬изнес речь. Тут граждане вспомнили о царских преступле¬ниях, о гордыне и высокомерии правителя, а главное — о
2-М. Алферова

34
ИСТОРИЯ И Л6Г€МЫ ДР€ВН€ГО PUM/t
трудовой повинности на стройках и на прокладке канала для стоков. Видимо, копание канала вызвало самый боль-шой гнев. Народ быстро вооружился и направился в ла¬герь. Охранять Город остался Спурий Лукреций.
Тарквиний Гордый, узнав о мятеже, направился к Риму, а Брут окружным путем — к лагерю под Ардеей. Но Лукреций не отворил перед Тарквинием ворот: царю было объявлено, что отныне он — изгнанник. Тарквиний ушел в Цере\ к этрускам, с двумя сыновьями. Царский сын Секст Тарквиний, чье преступление послужило пово¬дом для изгнания, обосновался в Габии, где и был вскоре убит из мести старыми врагами.
С 510 г. до н. э. власть в Риме перешла к народу.
Последний царь Тарквиний умер в 495 г. до н. э. в из-гнании.
Сивиллины книги
Согласно легенде, к Тарквинию Гордому явилась ста¬руха-чужестранка и попросила у него триста золотых монет за девять книг пророчеств кумской Сивиллы. (У поздних авторов по ошибке упоминается Тарквиний Древний). Царь отнесся к старухе с презрением и даже не заглянул в свитки. Тогда Сивилла сожгла три книги и потребовала у царя за оставшиеся шесть книг все те же триста золотых. Царь не стал с ней разговаривать. Ну что ж, Сивилла сожгла еще три книги, и последние три опять же предложила царю. И все за те же триста золотых. (В легенде фигурируют монеты более позднего времени). Но если Тарквиний не возьмет уцелевшие кни¬ги, то Сивилла их тоже уничтожит. Царь наконец-то соизволил заглянуть в свитки, был поражен, дал за них сто золотых и потребовал остальные.
«Больше нет, — отвечала Сивилла. — Сгорели».
* Цере — этрусский город, примерно в 40 км от Рима.

Р€СПУБЛИЮ4
35
Без вдохновения она свои сочинения не пишет. Но мож¬но собрать в разных городах и селениях изречения Сивил¬лы и составить из них недостающие книги.
Так и поступили. Составили новые записи пророчеств и хранили их под охраной специальных жрецов. Сначала жрецов было только двое, с 367 г. до н. э. — десять. Они хранили книги на Капитолии, они же и толковали пред¬сказания книг. В 83 г. до н. э. храм Юпитера, где храни¬лись книги, сгорел, и свитки Сивиллы погибли. Однако собрание было восстановлено: опять разослали посоль¬ства по городам — одни в италийские города, другие в Эритры — город в Малой Азии. Сивиллины книги отныне поместили в храме Аполлона на Палатине, а жрецов в 82-81 гг. до н.э. стало пятнадцать. Книги просущество¬вали до конца IV века, когда были уничтожены христи¬анами.
Книги не содержали прямых предсказаний. Их от-крывали по приказанию сената во время бедствий, войн, эпидемий или дурных предзнаменований, чтобы узнать, какими обрядами и жертвоприношениями можно от¬вратить гнев богов. По указанию сивиллиных книг вво¬дились культы новых божеств в Риме. Доступ к книгам имели только жрецы священнодействий — они сами переписывали пришедшие в ветхость записи. Одного из жрецов Тарквиний Гордый казнил как отцеубийцу за то, что тот позволил переписать некоторые оракулы. Квиндецемвиры сообщали не содержание свитков, а лишь свое толкование.
К примеру, именно благодаря сивиллиным книгам в Риме появились такие иноземные культы, как культ Эскулапа и Великой Матери Богов Кибелы.
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Материалы по истории древнего Рима© 2012 Конструктор сайтов - uCoz