Портал Древнего Рима
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
История Древнего Рима составляет заключительный и для дальнейшего
развития европейских народов наиболее результативный этап античной ис-
тории, заложившей, как известно, фундамент для построения новейшей за-
падной цивилизации. Слово «античный» (от латинского antiquus — «древ-
ний») употребляется для обозначения не всей вообще древней истории,
а именно греко-римской древности, заложившей основы западного пути раз-
вития. История начинается на Востоке. В Египте — долине реки Нила и в
Месопотамии — междуречье Тигра и Евфрата во второй половине IV тыс.
до н. э. возникают первые очаги цивилизации и складываются первые госу-
дарственные образования. В Египте на рубеже IV—III тысячелетий склады-
вается единое государство, которое просуществовало, практически без
перерыва, до конца VI в. до н. э., когда египтяне, покоренные персами, утра-
тили свою независимость. В Месопотамии шла смена лидирующих государ-
ственных формирований: Шумера, Аккада, Старовавилонского царства, Ас-
сирии и, наконец, Нововавилонского царства.
По соседству с этим вторым очагом древних цивилизаций, в Малой
Азии, в начале II тыс. до н. э. сложилось Хеттское государство, из облом-
ков которого позднее возникли Фригийское и Лидийское царства. В Си-
рии и Палестине в начале I тыс. до н. э. возвысились финикийские города-
государства Тир и Сидон и Древнееврейское царство с центром в Иеруса-
лиме. А к востоку от Месопотамии в VIII—VII вв. до н. э. возникли древние
иранские государства Мидия и Персия. Последняя, начав с инкорпорации
в свой состав Мидии, обратилась затем к покорению сопредельных терри-
торий Малой Азии и Междуречья и с присоединением Египта преврати-
лась в сильнейшую мировую державу, с которой позднее пришлось иметь
дело грекам.
Все эти государственные образования Египта и Переднего Востока вне-
сли существенный вклад в развитие человечества. Они создали первые
формы политической организации общества, развили сложные иерархи-
ческие структуры, разработали богатые религиозно-мифологические
представления и элементы прикладной науки (математики и астрономии),
наконец, изобрели различные формы письма — от древнейшего и наибо-
лее сложного иероглифического (у египтян) до простейшего алфавитно-
го (у финикийцев).
Никому не придет в голову отрицать эти фундаментальные сверше-
ния народов классического Востока. Однако нельзя закрывать глаза и на
теневые стороны исторической жизни Древнего Востока. К ним отно-
сится прежде всего слабое развитие городов, если под последними пони-
мать не просто укрепленные ставки властителей (таких на Востоке было
в избытке), а еще и центры ремесла и торговли, которые одни могут быть
основаниями полнокровной экономики. Затем, в политической жизни ха-
рактерным было почти безраздельное преобладание единоличной монар-
хической власти, деспотии, а в общественной — засилье жречества. Со-
ответственно, ввиду сильнейшего идеологического давления со стороны
царской власти и жреческой верхушки, духовная жизнь в странах Восто-
ка отличалась скованностью, показательным было слабое развитие свет-
ской литературы и свободных гуманитарных наук и искусств, практиче-
ски полностью отсутствовали философия и историография.
Совершенно иной исторический путь избрали для себя греки и итали-
ки — индоевропейские народы, расселившиеся во II тыс. до н. э. в Юго-
Западной Европе, соответственно на Балканском и Апеннинском полуос-
тровах. Первыми греки (или эллины, как они сами себя называют) в сере-
дине II тыс. до н. э. создали свои государства на юге Балканского
полуострова и на острове Крит. Это были еще весьма примитивные обра-
зования, сложившиеся не вокруг городов (их еще не было), а под эгидой
укрепленных дворцовых центров. Созданные первыми греческими племе-
нами ахейцев и ионийцев, эти государства являли собой небольшие мо-
нархии с непомерно разросшейся дворцовой бюрократией и весьма еще
несовершенной письменной культурой. В конце II тыс. до н. э. они были
смыты новой волной греческих племен, среди которых выделялись дорий-
цы («дорийское завоевание»).
Разрушение ахейских дворцовых центров, повлекшее за собой падение
древних монархий, открыло путь для нового исторического опыта, для
нового политогенеза — на основе свободных сельских общин, среди кото-
рых выделялись более крупные, разраставшиеся в подлинные города, ста-
новившиеся государствами, но притом сохранявшие свою общинную струк-
туру. То были городские гражданские общины-полисы, жизнь которых
характеризовалась большим или меньшим демократизмом, облекалась в
республиканские формы и отличалась невиданной духовной динамичнос-
тью и культурным подъемом.
Эти успехи были естественны при наличии у граждан гарантированного
законом политического равноправия, материальной обеспеченности и досу-
га. Последнее создавалось широким использованием рабского труда, при-
чем именно труда рабов-иноплеменников, преимущественно негреков, кото-
рых презрительно именовали варварами («варвар» — звукоподражательное
слово, означающее того, кто не может говорить членораздельно, «по-наше-
му» [ср. русское «бормотать»]). Так была найдена особая форма рабства, за
которой закрепилось название античной, а вместе с тем и особый путь исто-
рического существования — за счет варварской периферии, которая стала
объектом непрерывной военной агрессии, поскольку за ее счет греки удов-
летворяли свою нужду в земле, в стратегическом сырье и рабах.
Новый тип рабовладельческих городов-государств (полисов) сложился
у греков в VIII—VI вв. до н. э. При этом ведущими государствами стали
Афины и Спарта, под чьим водительством в первой половине V в. греки
отразили персидское нашествие, но чье соперничество во второй полови-
не того же столетия ввергло греческий мир в междоусобную брань, подо-
рвавшую недавно обретенную стабильность и завершившуюся общим кри-
зисом полисной системы. Новый импульс исторической жизни греков дала
державная политика царей — правителей самой северной греческой обла-
сти Македонии. При Филиппе II (359—336 гг.) греческие полисы были
объединены под властью македонской короны, а при его сыне Александре
Великом (336—323 гг.) греко-македонская экспансия на Восток привела к
разгрому Персидского царства и созданию новой политической системы —
мировой греко-македонской державы.
Правда, после скорой смерти ее создателя новая империя развалилась,
но сформировавшиеся из ее частей новые территориальные монархии ока-
зались более жизнеспособными. Эти, как их принято называть, эллинис-
тические государства (от термина «эллинизм», которым обозначают рас-
пространение эллинского, т. е. греческого, влияния на Восток) смогли про-
существовать без малого три столетия, пока, наконец, их процветанию и
самому существованию не был положен конец наступлением на них но-
вых сильных соседей. С Востока усилился натиск сложившегося к середи-
не III в. до н. э. нового иранского государства — Парфянского царства, а с
запада началось наступление Рима.
Впрочем, ставить этих двух противников эллинистического мира на
одну доску было бы неверно: между тем как в лице парфян греки столкну-
лись с непримиримой реакцией совершенно чуждого эллинству иранско-
го Востока, в Риме, ввиду его культурной и политической близости гре-
ческому миру, они могли усмотреть не только противника, а затем и пове-
лителя, но и необходимого им в их борьбе с миром варваров нового
покровителя. Силой оружия и искусством дипломатии к исходу старой эры
эллинистический мир был практически инкорпорирован в состав Римско-
го государства, которое, таким образом, после персов и македонян приня-
ло эстафету мирового господства.
Но кто же были эти римляне и какой вклад внесли они в развитие
древнего мира и европейской цивилизации? Город Рим был основан в
Лации (области в Средней Италии), примерно в 25 км от устья Тибра, в
754 г. до н. э. (по наиболее авторитетному расчету римского ученого-
антиквара Варрона). Основатели города принадлежали к одному из ита-
лийских племен — латинам. Город возник как самостоятельное поселе-
ние, возглавлявшееся собственными правителями-царями; основателем
и первым царем был, по преданию, Ромул.
Первоначальное развитие Рима, как и других италийских общин, опре-
делялось традициями индоевропейского быта, к числу которых надо отне-
сти преобладание земледельческих занятий и элементы военной демокра-
тии. Затем на эти традиции наслоилось сильное культурное воздействие
соседей: с севера — этрусков, а с юга — греков. От первых римляне вос-
приняли отдельные черты государственного и военного обихода, некото-
рые религиозные представления и письменность (усвоенную этрусками,
в свою очередь, от греков), у вторых — передовые приемы оливководства
и виноградарства, а позднее также чеканку монет и формы литературного
и научного творчества. Восприятие этих форм было облегчено общей
близостью социо-культурного быта, равно как и языка — греческого и
латинского.
История Рима — это история медленного, но неуклонного превраще-
ния небольшого латинского городка в центр всего Лация, а затем и Ита-
лии. Соответственно, это история перерастания небольшого латинского
государства на Тибре в Римско-италийскую федерацию, а затем и в среди-
земноморскую державу, которая более чем на полтысячелетия свела вое-
дино страны античного мира. Грани качественного изменения Римского
государства — изменения не только внешнего, но и внутреннего — стано-
вятся естественными вехами, позволяющими выделить в жизни Древнего
Рима ряд важных эпох, последовательное знакомство с которыми облег-
чает представление о римской истории в целом.
Обычно историю Рима подразделяют на три большие эпохи — царей,
Республики и Империи. Эпоха царей (754—510 гг. до н. э.) — это время
постепенного формирования римского городского поселения, усложнения
социальной структуры римской общины (в ней выделяются сословия пат-
рициев и плебеев, группы патронов и клиентов), изжития реликтов родо-
племенного строя и становления государства. В середине VI в. до н. э.
благодаря реформам предпоследнего царя Сервия Туллия римская общи-
на получает правильное государственное строение с системой админи-
стративно-территориального деления и цензовой конституцией, позволив-
шей объединить сословия патрициев и плебеев в единый римский народ
(по крайней мере применительно к военной службе). В это же время рим-
ляне неуклонно расширяют территорию своего государства, добиваясь гос-
подствующего положения в Лации.
Эта тенденция к неуклонному возрастанию Римского государства в
Средней Италии была на сравнительно короткое время приостановлена в
конце царского периода, когда Рим попал в орбиту политического влия-
ния этрусков. Свержение в конце VI в. до н. э. царя этрусской династии
Тарквиния Гордого не только освободило римлян от чужеземной опеки и
вернуло им возможность независимой политики, но и открыло дорогу к
новым внутренним преобразованиям. Переход высших полномочий от царей
к выборным годичным магистратам с коллегиальной властью — консулам
знаменовал начало новой эпохи — эпохи Республики (510—30 гг. до н. э.).
Эта пятивековая полоса римской истории, в свою очередь, подразделяет-
ся на три периода — Ранней республики, Великих завоеваний и Граж-
данских войн.
Период Ранней республики (510—264 гг.) во внутренних делах отме-
чен прежде всего длительной борьбой сословий — патрициев и плебе-
ев, — в ходе которой умаленная в правах масса плебеев добилась уравне-
ния своего положения с патрициями. Благодаря этому Рим становится на-
стоящей гражданской общиной, полисом, или, как называется это единство
по-латыни, цивитас. Правда, для основной массы плебеев это уравнение
было скорее только юридическим, но для их состоятельной и влиятельной
верхушки оно было достаточно реальным. Благодаря этому к началу III в.
из слияния этой плебейской верхушки с патрицианской знатью сформиро-
валась новая общественная элита нобилей, которые окончательно прида-
ли Римскому государству вид аристократической республики. Параллель-
но с этим, по мере распространения римского господства или влияния на
Апеннинском полуострове, формируется новое государство — Римско-ита-
лийская федерация. Последняя из гегемонистского объединения постепенно
разовьется в сплоченную территориально-политическую общность с рав-
ными правами для всего свободного населения.
Завершение борьбы римлян за объединение Италии под своим главен-
ством (в 60-е гг. III в. до н. э.) совпало с началом крупного международно-
го конфликта, куда они оказались втянуты логикой своих завоеваний. Мы
имеем в виду начавшуюся борьбу Рима с североафриканской морской дер-
жавой Карфагеном сначала ради обладания плодородной, богатой хлебом
Сицилией, а затем и за общее господство в Западном Средиземноморье.
Так открывается период Великих завоеваний (264—130 гг. до н. э.),
в ходе которых римляне сначала разгромили Карфаген и овладели его тер-
риториями по периметру Западного Средиземноморья, а затем обратились
на восток, вмешались в дела эллинистических государств, подчинили себе
Македонию и Грецию, вытеснили сирийских царей Селевкидов из Малой
Азии и аннексировали Пергам. К концу этого периода власть римлян про-
стиралась от Пиренейского полуострова до внутренних районов Малой
Азии; иными словами, уже обозначились основные контуры средиземно-
морской Римской державы.
Благодаря этим завоеваниям Рим неслыханно обогатился и землями, и
деньгами, и рабами, которые наполнили рудники и каменоломни, ремес-
ленные мастерские, крупные поместья (латифундии) и пригородные вил-
лы, так что римское общество становится рабовладельческим в такой вы-
сокой степени, как это было невозможно даже в Древней Греции. Однако
новые богатства распределялись неравномерно, заправлявшие всеми де-
лами нобили выиграли от войн несравненно больше, чем масса крестьян,
а наводнение всех отраслей хозяйства рабами и вовсе обернулось пагуб-
ным вытеснением из производственной сферы мелких хозяев, свободных
тружеников — крестьян и ремесленников. Таким образом, следствием
побед и завоеваний было в римском обществе резкое обострение отноше-
ний между полярными социальными группами — обедневшими крестья-
нами и обогатившимися нобилями, неполноправными италиками и римс-
ким гражданством, бесправным населением провинций и самовластной
римской администрацией, наконец, нещадно эксплуатируемыми рабами и
их собственниками.
Очень скоро нарастание социальных противоречий привело к настоя-
щему внутреннему кризису, к целой серии острых социально-политиче-
ских конфликтов, составивших содержание периода Гражданских войн
(136—30 гг. до н. э.). Поначалу кризис развивается по восходящей линии
и исполнен принципиального содержания: восстают рабы (два восстания в
Сицилии и грандиозное движение в Италии под руководством Спартака),
волнение охватывает крестьян, которые находят защитников своего дела в
лице замечательных реформаторов — братьев Гракхов, за оружие берутся
италики, что приводит к так называемой Союзнической войне. Однако еди-
ного демократического фронта не сложилось, и это позволило правящей
римской верхушке порознь подавить все названные движения. Но победа
верхов не была безусловной во всех случаях: если восстания рабов были
подавлены беспощадно, то римским крестьянам и италикам пошли навстре-
чу. Крестьянам были оставлены наделы, данные им Гракхами, а италикам,
поскольку они готовы были прекратить вооруженную борьбу, были пре-
доставлены права гражданства.
Но самое главное состояло в том, что по мере спада собственно демо-
кратического движения на авансцену политической борьбы выдвинулась
новая сила, вскормленная как внешними войнами, так и внутренними сму-
тами, — армия во главе с авторитетными, победоносными полководцами.
Последние, расплачиваясь со своими солдатами долей из добычи и наде-
ляя уходящих в отставку земельными участками, перенесли решение со-
циальных проблем в совершенно новую плоскость, где не было места рес-
публиканским традициям, но зато являлась новая перспектива — захвата
власти популярным военачальником при поддержке преданных ему войск.
Естественно, при этом среди обуреваемых честолюбием полководцев не
обошлось без соперничества: Юлий Цезарь должен был бороться за власть
с Помпеем, а его наследник Октавиан — с Марком Антонием, не говоря
уже о том, что оба — и Цезарь, и Октавиан — должны были еще преодо-
леть и принципиальную оппозицию защитников старой республики.
Как бы то ни было, при поддержке преданных войск и сочувствии зна-
чительной части общества, уставшего от неурядиц и жаждавшего мира и
порядка, полководцы, которым особенно сопутствовала удача — сначала
Цезарь, а затем Октавиан — добились своей цели. Завершающая победа
Октавиана над Марком Антонием (в 30 г. до н. э.) подвела черту под дли-
тельной полосой гражданских смут: дело Республики было окончательно
проиграно, и открылась новая эра императорского единовластия. Одно-
временно теми же полководцами были округлены границы римских вла-
дений в Средиземноморье: Помпей закончил подчинение Малой Азии и
присоединил Сирию и Иудею, Цезарь завоевал Галлию, Октавиан аннек-
сировал Египет. Выйдя на рубежи Атлантики, Рейна и Дуная, Кавказского
предгорья, Аравийской и Африканской пустынь. Римская держава, можно
сказать, достигла своих естественных границ.
Теперь открывается третья и последняя эпоха в истории Древнего Рима —
эпоха Империи (30 г. до н. э. — 476 г. н. э.). Свое обозначение это время в
римской истории получило от усвоенного носителями высшей власти по-
четного титула «император» (собственно — «способный к командованию»),
который ранее предоставлялся победоносному полководцу его войском, а
теперь был включен в систему своего официального имени победителями
в гражданских войнах Юлием Цезарем и Октавианом. Вместе с тем свою
роль в утверждении нового обозначения сыграла и римская правовая тра-
диция, обозначавшая термином «империй» (imperium) как полномочия
высокого должностного лица, наделенного правом военного командова-
ния, так и ареал приложения этих полномочий. В этом плане можно было
говорить об империи (державе) римского народа, но еще естественнее —
о державе новых властителей-императоров, об их Империи.
В течение пяти веков Римское государство, а вместе с ним и весь ан-
тичный мир, находилось под властью императоров. Однако эта власть не
представляла собой чего-то неизменного; с веками она менялась в такой
же степени, как изменялось внутреннее состояние общества и положение
государства. Поэтому, в соответствии с переменами в форме император-
ской власти и, более общим образом, в жизни самого позднеантичного об-
щества и государства, в эпохе Империи, в свою очередь, различают три
периода — Ранней империи, или принципата, кризиса III в. и Поздней им-
перии, или домината.
Период Ранней империи, или принципата (30 г. до н. э. — 192 г. н. э.),
открывается единоличным правлением Октавиана Августа (поднесенный
ему сенатом титул «Август» буквально значит «возвеличенный богами»,
«священный»), за которым следуют три императорские династии: Юлии—
Клавдии (Тиберий, Гай Калигула, Клавдий, Нерон), Флавии (Веспасиан
и его сыновья Тит и Домициан) и Антонины (Нерва, Траян, Адриан, Ан-
тонин Пий, Марк Аврелий, Коммод). Это время окончательного утверж-
дения, а вместе с тем и оформления императорской власти, которая по-
началу, считаясь с сохранявшимися в части общества республиканскими
традициями, маскировала свое реальное единодержавие республикан-
скими ширмами. Отсюда нередкое в ту пору обозначение императора
словом «принцепс» (буквально — «главный», «первый»), которое в рес-
публиканское время прилагалось к старшему из сенаторов, а теперь, в
приложении к императору, стало толковаться как первый среди граж-
дан. Отсюда же и обозначение самого императорского правления как
принципат.
Что касается более общего содержания этого периода, то во внутрен-
ней жизни он характеризовался относительным умиротворением и стаби-
лизацией, соответственным расцветом городской жизни, интенсивностью
торговых связей, большим культурным подъемом. Однако содействовав-
ший этому имперский мир был следствием не только крепости централь-
ной власти, сумевшей подавить внутренние смуты, но и силы сопредель-
ных варварских народов, в частности германцев на севере и парфян на во-
стоке, заставивших римских императоров прекратить завоевательные
войны и перейти к защите собственных естественных рубежей. Эта пере-
мена, так разительно отличающая императорское время от республикан-
ского, была чревата опасными последствиями, поскольку самое существо-
вание античного рабовладельческого общества напрямую зависело от спо-
собности его государства вести наступление на варварскую периферию.
Ведь только наступательные войны против варваров могли обеспечить даль-
нейшее экстенсивное развитие основанного на рабском труде хозяйства.
А между тем в самой античной экономике уже проявлялись симптомы
начинающегося опасного разложения и упадка. Крупные поместья-лати-
фундии новых, вскормленных императорским режимом собственников,
равно как и имения самих императоров (так называемые сальтусы), все
сильнее наступали на крестьянские земли. С другой стороны, дальнейшее
развитие больших хозяйств упиралось в незаинтересованность рабов в
труде, а переход к использованию свободных арендаторов-колонов обора-
чивался новой морокой — неспособностью владетелей мелких парцелл
успешно вести свое дело. Наконец, угрожающим для положения централь-
ной власти становился хозяйственный упадок Италии на фоне экономи-
ческого подъема оправившихся от последствий гражданских войн провин-
ций греческого Востока и не истощенных рабовладельческим хозяйство-
ванием провинций Запада — Галлии и Испании.
Назревавшие исподволь симптомы внутреннего разложения, сомкнув-
шись с угрозами извне со стороны перешедших в наступление варваров,
привели к новой полосе смут, обозначаемой в научной литературе обычно
как кризис III века (условные даты — 193—284 гг.). Это время новых
выступлений низов (особенно крестьян), солдатских бунтов, сепаратистских
движений в провинциях. Преторианская гвардия в Риме и войска в провин-
циях непрерывно выдвигают все новых и новых императоров, что приво-
дит к калейдоскопу правителей, ослабляет центральную власть и поощря-
ет дезинтеграционные процессы в государстве. Последние достигли такой
силы, что в третьей четверти III в. от империи отложились и оформились
как самостоятельные государства Галлия и Пальмира (Восточная Сирия).
Внутреннее ослабление Римского государства с успехом использова-
ли соседние варварские племена, которые все чаще прорывали погранич-
ные заслоны и совершали глубокие вторжения в римские земли. Особен-
но опасным становится натиск франков и аламанов на Рейне, готов на Ду-
нае, персов (сменивших парфян в качестве лидера иранских племен) — в
Месопотамии и Сирии. Лишь с большим трудом императорам — выход-
цам из Иллирии, суровым полководцам и искусным политикам Аврелиану
(270—275 гг.) и Диоклетиану (284—305 гг.) удалось отразить варварские
нашествия (по крайней мере на время), справиться с сепаратистскими дви-
жениями в провинциях и восстановить единство империи.
В особенности велико было значение деятельности императора Ди-
оклетиана. Чтобы укрепить империю, ему пришлось провести реформи-
рование всей существующей государственной системы, чем и был поло-
жен переход к следующей и последней фазе римской истории — периоду
Поздней империи, или доминату (284—476 гг.). Среди преобразова-
ний Диоклетиана центральным было переустройство административно-
го управления. Власть императора приобрела совершенно неограничен-
ный, абсолютистский характер, а сам ее носитель стал величаться госпо-
дином (dominus, откуда и обозначение всей системы — «доминат»). Более
того, император официально был причислен к сонму богов, и его величали
Iovius — «сын Юпитера». Для более надежного контроля над территорией
империи, что могло быть достигнуто только приближением власти к ме-
стам, была создана сложная система соправительства — двух августов,
которыми стали Диоклетиан и его старый соратник Максимиан, и их по-
мощников — двух цезарей, которыми были назначены Галерий и Кон-
станций Хлор. Между этими четырьмя высшими правителями было по-
делено реальное управление империей (откуда и название системы —
«тетрархия»). Для укрепления государственной власти Диоклетианом
были проведены реформы армии, налоговой службы, денежного обраще-
ния и др.
Этот политический курс был продолжен императором Константином
Великим (306—337 гг.), который только в одном отступил от линии Диок-
летиана: если тот в своей последовательной борьбе с оппозицией и инако-
мыслием был гонителем христианства, то Константин, считаясь с возрос-
шим влиянием новой веры, не только допустил ее свободное исповедание
(Миланский эдикт 313 г.), но и сделал ее официальной религией государ-
ства (после Никейского собора христианских епископов в 325 г.). Еще од-
ним новшеством Константина было перенесение столицы государства на
греческий Восток, где прочнее держались античные городские традиции, —
в древний греческий город Византий, который теперь был переименован в
Константинополь (330 г.).
Все эти меры, направленные на укрепление центральной власти и со-
хранение единства государства, безусловно, содействовали возрождению
силы и престижа Римской империи, но, как оказалось, ненадолго. Остано-
вить глубинные процессы разложения античного общественного строя,
основой которого было изжившее себя рабство, как и поставить преграду
нарастающему натиску варваров, было уже невозможно. После Констан-
тина империя продержалась еще около полутора веков, но, по существу,
это было время все ускоряющейся агонии.
В 395 г., со смертью императора Феодосия, перестала существовать
единая Римская держава: она разделилась на западную и восточную части,
каждую со своим правителем и своей судьбой. К началу V в. натиск варва-
ров на Рейне и Дунае стал неодолим, и их переселение затопило всю тер-
риторию Западной Римской империи. В 410 г. впервые подвергся разгро-
му старинный центр государства — город Рим: его взяли и разграбили
готы. В 451 г. римлянам с большим трудом, лишь благодаря поддержке
ряда германских племен (франков, бургундов и др.), удалось отразить
страшное нашествие восточных варваров-гуннов во главе с Аттилой. Но
уже четыре года спустя сам Рим вторично подвергся страшному разгро-
му: на этот раз он был взят вандалами. К этому времени власть римских
императоров на западе стала совершенно призрачной, так что свержение
вождем германских наемников Одоакром последнего римского императо-
ра Ромула Августула было всего лишь естественным завершением долгой
исторической трагедии (476 г.).
Иначе сложилась судьба Восточной Римской империи: опираясь на
греческие города, она сумела пережить трудные времена великого пересе-
ления народов и продлить свое существование на добрую тысячу лет. Пе-
режив полосу внешних и внутренних изменений, это государство, более
известное под именем Византии, выработало свой особенный строй жиз-
ни, свою цивилизацию, не похожую на классическую древность, но и от-
личную от современного ей западно-европейского феодализма. История
Византии тянется вплоть до середины ХV в., когда она пала под ударами
турок: в 1453 г. султан Мехмед II штурмом взял Константинополь и этим
оборвал последнюю прямую связь, которая тянулась от античности к но-
вому времени.
Окидывая взором более чем тысячелетний период римской истории,
нельзя не удивляться динамизму и драматичности этой истории, энергии и
целеустремленности самого римского народа, чья воля изменила лик антич-
ного мира, соединила его народы в одно государственное целое и тем доста-
вила известное основание для будущего развития западно-европейской ци-
вилизации. Пусть историческое движение, направляемое этой волей, в кон-
це концов пресеклось. Мы видели, что это было неизбежно как ввиду
ущербности избранного античностью рабовладельческого способа хозяйство-
вания, так и вследствие обрушившейся извне страшной напасти — великого
переселения народов, перед которым не могла устоять даже такая мощная
держава, как Римская империя. Тем не менее свершения римлян были вели-
ки, и оставленное ими Новой Европе культурное наследие оказалось про-
сто неоценимым.
В самом деле, римляне унаследовали от других древних народов (в осо-
бенности, конечно, от греков) и довели до высочайшего совершенства важ-
нейшее искусство обустройства человеческого общества, придания ему
городского основания и государственной формы. Бесценной для последу-
ющей европейской жизни оказалась градостроительная практика римлян
с их приверженностью к четкой планировке военных лагерей и постоян-
ных поселений, с их вниманием к оборонительным сооружениям, водо-
снабжению и канализации, надлежащему архитектурному оформлению
строений общественного назначения (храмов, курий, цирков, амфитеат-
ров, терм и пр.). Основанные римлянами поселения были и остались глав-
ными городскими центрами Европы, а проложенные ими дороги, а подчас
и возведенные ими мосты, до сих пор остаются существенными элемента-
ми коммуникационной системы европейских стран.
Не менее важным было и государственное строительство римлян. Со-
зданные ими четкие государственные структуры, как самоуправляющего-
ся города (муниципия), так и территориальной державы, а позднее также
и мировой империи, стали образцами для последующих политических
экспериментов Средневековья и Нового времени. В особенности велико
значение выработанной еще греками и превращенной римлянами в инте-
гральный государственный элемент муниципальной формы, — той самой
автономной городской гражданской общины, которая навсегда осталась
главной ячейкой западно-европейского (а по его образцу и американско-
го) общества. Когда мы задаемся вопросом, каким образом укоренились
на европейском Западе те самые традиции гражданского общества, кото-
рых так недостает нашей собственной стране — России, мы не должны
забывать о более чем двухтысячелетней давности этих традиций в Запад-
ной Европе и их древних творцах — греках и римлянах.
Еще одним важным наследием Древнего Рима, тесно связанным с его
государственным и гражданским укладом, является досконально разрабо-
танное право. Римляне были самым правотворческим народом древности:
их магистраты, сенат, народное собрание, а в позднейшую эпоху — импе-
раторы, с педантичностью вникали во все аспекты общественной жизни и
на все сколько-нибудь значимые ее акции откликались соответствующими
эдиктами, постановлениями, законами и рескриптами, из которых время
от времени составлялись целые собрания юридических норм — своды за-
конов и комментариев к ним. Так, еще в раннереспубликанскую эпоху были
составлены «Законы ХII таблиц» (451—450 гг. до н. э.), в позднейшее вре-
мя к ним добавились составленные в восточной части империи «Кодекс
Феодосия II» (первая половина V в.) и «Кодекс Юстиниана» (первая поло-
вина VI в.). Последний, самый обширный, снабженный необходимым учеб-
ным вступлением и учеными комментариями, стал важнейшим источни-
ком правовых заимствований в странах Западной Европы в средневековое
и новое время (явление так называемой рецепции римского права).
Весомым был вклад римлян и в других областях духовной культуры.
В литературе им принадлежит неоспоримая заслуга создания официаль-
ного государственного эпоса («Энеида» Вергилия), а с другой стороны —
развития абсолютно индивидуалистических жанров тонкой лирики (Катулл,
Гораций), едкой сатиры (тот же Гораций, Персий, Ювенал) и краткой, но
разительной эпиграммы (Марциал). В красноречии они добились успехов
не меньших, чем греки. Во всяком случае, их Цицерон в искусстве состав-
ления и произнесения судебных и политических речей нисколько не усту-
пал Демосфену, а благодаря своей латыни стал и вовсе несравненным об-
разцом для всех последующих европейских мастеров публичного слова.
Равным образом и в историографии римляне подняли на неслыханную
высоту риторизированное, тяготеющее к художественному воспроизведе-
нию и одновременно проникнутое морализирующей тенденцией повество-
вание о прошлых событиях (Тит Ливий, Тацит).
Даже в философии, к которой этот более ориентированный на обще-
ственную практику, чем на рефлексию, народ, казалось, не имел никако-
го призвания, римляне оставили свой след. Во-первых, они переложили
(в частности, стараниями того же Цицерона) понятия греческой мудрос-
ти на более распространенную позднее латынь (ср. хотя бы формы осно-
вополагающего понятия «материя»: hyle — у греков и materia — у рим-
лян). А во-вторых, они подхватили и развили дальше важнейшие линии
греческой философии — весьма популярной эпикурейской (в основе сво-
ей материалистической) и еще более распространенной стоической. Пер-
вая линия была продолжена Лукрецием в его грандиозной философской
поэме «О природе вещей», вторая — Сенекой (в особенности в «Нрав-
ственных письмах к Луцилию») и императором Марком Аврелием (в со-
ставленном по-гречески сочинении-исповеди «К самому себе»).
Наконец, великолепны проявления творческого гения римлян в архи-
тектуре и изобразительном искусстве. В архитектуре это не только мону-
ментальные сооружения храмов, портиков или амфитеатров, но и разра-
ботка отдельных важных элементов или конструкций, как, например, ароч-
ного свода, в использовании которого римляне показали себя подлинны-
ми виртуозами. В скульптуре это доведенный до совершенства портрет,
образцы которого являются украшением современных крупных музеев, в
том числе и нашего Эрмитажа. В живописи — столь же совершенное ху-
дожественное воспроизведение самых различных видов — пейзажей, ми-
фологических и жанровых сцен, отдельных лиц, натюрмортов, как о том
можно судить по замечательным фресковым и мозаичным панно, обнару-
женным при раскопках италийских городков Помпей и Геркуланума, по-
гибших при извержении Везувия в 79 г. н. э.
За этим перечнем конкретных, зримых достижений римской культу-
ры не будем, однако, забывать о еще одном и, может быть, самом глав-
ном произведении римско-италийского духа, о латинском языке. Из древ-
них индо-европейских языков это, бесспорно, наиболее важный. Бога-
тый в фонетическом и словарном отношении, отшлифованный до
высочайшей степени древними стилистами — поэтами и риторами, он
великолепно подходил для выражения всех оттенков мысли и фигур речи,
которыми была так
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Материалы по истории древнего Рима© 2012 Конструктор сайтов - uCoz